БИОГРАФИЯ ВАЛЕРИЯ ИВАНОВИЧА КАБРИНА

Дата и место рождения 1947 г., г. Ленинград

Образование высшее, факультет психологии Ленинградского государственного университета, 1971 г.

Место работы профессор кафедры психологии личности факультета психологии ТГУ, научный руководитель лаборатории психологических практик ТГУ

 

 

 

Карьерная траектория

  • 1971 г. – ассистент кафедры педагогики и психологии ТГУ
  • 1972–1973 гг. – служба в рядах Советской армии
  • 1979 г.– доцент кафедры педагогики и психологии ТГУ
  • 1981 г. – заведующий кафедрой педагогики и психологии ТГУ
  • 1981–1983 гг. – преподавание в Центральном университете Респ. Куба (г. Санта-Клара)
  • 1985 г. – заведующий лабораторией социальной психологии ТГУ
  • 1994 г. – профессор кафедры педагогики и психологии ТГУ
  • 1997–
  • 2005 гг. – организатор и декан факультета психологии, заведующий кафедрой социальной и гуманистической психологии ФП ТГУ
  • 2009 г. – профессор кафедры психологии личности ФП ТГУ
  • 2010 г. – основатель и научный руководитель лаборатории психологических практик ФП ТГУ

 

Научная и образовательная траектория

  • 1978 г. – защищена кандидатская диссертация по теме «Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира», посвященная возможностям реализации уникального потенциала личности с точки зрения коммуникативного подхода
  • 1993 г. – защищена докторская диссертация «Коммуникативное развитие человека как личности», где вводится понятие транскоммуникации, через которое открывается понимание уникального потенциала возможностей человека и утверждается коммуникативный подход как новая методологическая парадигма в психологии
  • 1994 г. – по сегодняшний день – процесс перманентного динамического преобразования академического научно-исследовательского интереса в живую психологическую практику

 

Основные образовательные практики

  • Ритм – студия транскоммуникативного дизайна – поиск креативных решений через гармонизацию ритмов жизни разных уровней (групповая спонтанная игра на ударных инструментах, создание «живых» мандал, медитативные путешествия в динамике психоэнергетических, информационных, пространственных и временных масштабов, креативное проектирование).
  • Классическая Группа встреч – поддержание и развитие основ гуманистической психологии и психотерапии: раскрытие эмпатического потенциала, актуализация инициативы, творчества, сензитивности и смелости формирования аутентичных отношений с Другими и с собой, формирование потребности в самосовершенствовании и самоизменении; ориентация на помощь и поддержку Другим и себе.
  • Комплексный проект «Психологический потенциал достижений» – авторские методики раскрытия и активной самодиагностики эйдетических, ментальных и коммуникативных ресурсов личности, ориентированной на высшие достижения в избранной деятельности. Проект реализует актуальный для профессионала принцип – развитие возрастающей потребности в достижениях через активное самопознание и самодиагностику в групповом контексте.
  • Ноэтический практикум – актуализация духовного мира личности в переживаниях катарсиса, импринтинга, экстаза, инсайта, дающих качественно новое осознание свободы в психоэнергетике, эйдетике, психологическом пространстве и времени. Предполагает обучение основам духовной коммуникабельности с неочевидной повседневностью в контексте групповой работы.
  • Групповая супервизия профессионально-личностного роста (балинтовская группа) – реализуется на основе глубокого погружения в индивидуальные профессионально-личностные проблемы участников через особую артикуляцию транскоммуникативных процессов в группе. Предполагает обучение культуре выслушивания, формирования вопросов, создания авторских версий, а также плюралистическому взгляду на исследуемые проблемы и творческому синтезу актуальных противоречий.
  • Лаборатория психологических практик – на лабораторной площадке магистранты и аспиранты реализуют экспериментальный проект «Ноодинамика креативного лидерства». На базе холодинамического подхода разрабатывается ноэтическая (духовная) психология интеллектуальной инициативы и творческой интуиции человека как креативного лидера. С 2017 г. в сотрудничестве с Лабораторией больших данных ТГУ апробируются проекты по построению модели цифровой коммуникативной личности.

 

Грантовая деятельность

  • РГНФ «Коммуникативный стресс студента: феноменология, закономерности динамики и факторы трансформации» (1998–2000 гг.)
  • Институт «Открытое общество» «Создание межрегиональных исследовательских и научно-образовательных гуманитарных программ» (2002–2003 гг.)
  • ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001–2005 гг.)
  • Университеты России «Развитие исследований ментальности «Интернет-лаборатория РИМ»» (2001–2006 гг.)
  • ФЦП «Разработка, апробация и внедрение комплекса программ и технологий диагностики и формирования мотивации к инновационной деятельности молодежи в системе непрерывного профессионального образования (сетевой проект)» (2006–2010 гг.)
  • ФАО «Разработка, апробация и внедрение комплекса программ и технологий диагностики и формирования мотивации к инновационной деятельности молодежи в системе непрерывного профессионального образования» (2008–2010 гг.)
  • РГНФ «Сравнительный анализ творческого потенциала участников коммуникативно-образовательных пространств различных культур (2009–2010 гг.)
  • ФЦП «Научные и педагогические кадры инновационной России» (2009–2013 гг.)
  • РГНФ «Исследование особенностей ценностно-смысловой и когнитивной сферы инновационно-и предпринимательски-ориентированной молодежи» (2011–2014 гг.)

 

Общее количество публикаций

125 научных публикаций, в том числе 15 учебно-методических пособий, 3 монографии и 7 коллективных монографий под авторским редакторством

 

Просветительская и экспертная работа

  • повышение квалификации преподавателей разного профиля и дисциплин по психологии в ведущих вузах Томска – ТОИПКРО (Институт учителя), ТПУ, ТУСУР, СибГМУ, ТГАСУ, ТГПУ, ТВМИ
  • сотрудничество с силовыми структурами, МВД и пенитенциарной системой в качестве преподавателя психологии и эксперта
  • работа в общесоюзном просветительском обществе «Знание» с аудиториями рабочих и служащих, управленцев разных отраслей, военных и медиков г. Томска и области
  • участие в образовательных совместных проектах ТГУ и Департаментов городского и областного образований; рецензирование, экспертиза образовательных инициатив и психолого-педагогических программ
  • проведение групп психологической супервизии для психологов и педагогов города по решению профессиональных проблем, а также с участниками «Клуба молодых преподавателей вузов», действующего на площадке Психологической службы ТГУ

 

Награды

  • 1998 г. Медаль «За заслуги перед Томским государственным университетом»
  • 2003 г. Знак отличия «Почетный работник высшего образования»
  • 2004 г. Юбилейная медаль «400 лет г. Томску»
  • 2007 г. Серебряная медаль «За вклад в развитие Томского государственного университета»
  • 2009 г. Почетная грамота Министерства образования РФ
  • 2012 г. Почетная грамота Администрации г. Томска
  • 2013 г. Благодарность Союза ректоров вузов г. Томска
  • 2017 г. Почетная грамота Законодательной Думы Томской области
  • 2018 г. Знак отличия «За заслуги сфере образования» Томской области

 

Интервью с с В.И. Кабриным «Человек университетский. Психология вузовского преподавателя» // «Живое ТВ». 7.11.2013 г.