Часть меня – часть тебя

История. Что это такое? Это наше прошлое. Наше настоящее. И в какой-то степени даже наше будущее. Учась в Томском Государственном университете, чувствуешь себя не только в своем времени, но и во времени десятков тысяч студентов, которые здесь уже учились. Ты относишь себя к ним, так как они – часть истории университета, а вместе с этим – твоя часть тоже.

На входе в музей истории ТГУ нас, группку студентов, встречает экскурсовод. Андрей Кузьмин – молодой ученый, аспирант кафедры современной отечественной истории исторического факультета ТГУ, секретарь совета молодых ученых Томской области. Рассказывая о прошлом университета, он постоянно проводит параллели с его настоящим. Он любит слово «пресловутый» и приписывает его абсолютно любым вещам. «Пресловутый выговор», который делается студентам за нарушение правил. «Не пресловутый ножичек» для разрезания книг. «Пресловутый кабинет» преподавателей XX и XIX веков. «Пресловутые советские плакаты» и «не пресловутая трость» тогдашнего профессора с красивой гравировкой.

Пройдемся. Осмотримся.

Экспонаты в Музее истории ТГУ действительно интересные. К каждому хочется подойти, рассмотреть его поближе. Здесь видишь гербарии, привезенные из других стран, уникальные документы. Например, «Книга пожертвований». Университет по большей части был построен благодаря им. Администрация города безвозмездно выделила участок земли, на нем сейчас стоит главный корпус ТГУ. Здесь есть и диплом первой женщины, окончившей университет – Карташовой Изабеллы Викентьевны. Девушки получили право учиться в ТГУ всего лишь в 1913 году, и то принимались только женщины-сибирячки православного вероисповедания. Есть экспонат – меню обеда, который дали по случаю открытия университета. Меню достаточно изысканное или, как бы сказал наш экскурсовод, «не пресловутое». За витриной стенда, украшенного красным знаменем, плакатами с призывами к действию и изображениями вождей, лежит первый выпуск газеты «За советскую науку». Сейчас эта газета называется «Alma-Mater». Ей уже порядка 80 лет. Вообще в советскую эпоху в Томском государственном университете произошли заметные изменения: открытие физико-математического и историко-филологического факультетов. Именно в эти годы выпускаются первые физики, химики, биологи. Кроме того, появляется упор на здоровый образ жизни – открытие военноспортивных кружков. Начинают проводиться благотворительные мероприятия с целью сбора денег на улучшение жизни университета.

Но есть здесь и вещи, которые не несут в себе явной информации. К ним нет подписей, и о них почти ничего не говорит экскурсовод. Но тем не менее эти вещи передают атмосферу того времени, в котором они были не экспонатами, а простыми предметами быта. Календарь. Телефон. Перьевая ручка. Печатная машинка. Патефон. Карикатуры на студентов. Черно-белые фотографии. Все это вызывает не только чувство уюта, покоя, но и любопытство, интерес. Это, как когда залезаешь в кладовку у бабушки и находишь там старый чемодан с такими же старыми вещицами. Погружаешься в этот чемодан с головой и чувствуешь атмосферу, историю того времени. То же самое и с экспонатами в музее. Лежит зачетка 1950-х годов. Она не твоя, она даже не похожа на твою. Но чувство причастности к этой зачетке у тебя есть.

«Жизнь взрослость придавала»

А кто же ей обладал? Студент, который учился в Томском университете еще задолго до нас. Какой он был? Мы рассматриваем большой толстый альбом. В нем фотографии первого выпуска Томского императорского университета. Со слегка пожелтевших страниц на нас смотрят как будто не студенты. Нет. Это настоящие, здоровые мужики. Бородатые, в форме, с серьезными выражениями лиц. Экскурсовод шутит: «Тогда просто всем жизнь взрослость придавала». Непростая, нелегкая жизнь тогда была у студентов. Пока мы обдумываем эту философскую мысль и рассматриваем мужчин в альбоме, экскурсовод шутит второй раз: «Знаете, я тут на днях заметил, прически тогдашних студентов – это современники нынешних причесок парней. Посмотрите, какие зачесы, челки. Сколько времени у них уходило на укладку! Хотя, может, они такие прически сделали только ради выпускного альбома».

Первый набор – 72 студента. Когда университет открылся, это был 1888 год, работал только один медицинский факультет (из которого вышел современный СибГМУ). Кроме гимназистов принимали студентов духовных семинарий. В Сибири Томский императорский университет был единственным, поэтому семинаристы приезжали в Томск из разных уголков Российской империи. О правилах поступления студенты узнавали через сибирскую прессу. Пресса вообще в те времена играла большую роль: через газеты объявлялись сборы пожертвований на строительство и нужды университета, писали о заслугах преподавателей и учащихся, а также о провинившихся студентах. Студенты носили форму (была приближена к военной), поэтому в городе их легко было заметить. За студентами активно наблюдали: с ними в общежитии жил помощник инспектора по безопасности, а через дорогу от общежития – глава жандармерии. Наказания за проступки – это выговор, карцер и, конечно же, отчисление. Все шалости, нарушения записывались в специальную, так называемую, «штрафную книгу». Но, может быть, такое наблюдение велось не зря? Николай Пирогов, российский ученый, говорил: «Студенчество – это барометр общества».

Обучение проходило по семестрам. Плата была 100 рублей в год. По тем временам это было крайне дорого, плюс нужны были деньги на жилье, форму, репетиторов. В архивах музея сохранилась история о братьях, которые учились на первом курсе, но через год один из них отчислился по семейным причинам. Родителям иногда приходилось выбирать между детьми – кому оплатить высшее образование. Впускали на занятия по входному билету – карточка как удостоверение водителя. Если студент за обучение не заплатил, то зайти не мог.

Советский студент был не менее взрослым. От него так же много требовалось. Советская власть призывала не только знать идеологию СССР, но и следовать ей. В университет тогда принимали только по идеологическому и классовому принципу. «Шаг влево, шаг вправо – расстрел» – этой фразой можно описать студенческие годы советского человека. Однако в то время платили вполне высокие стипендии, давали хорошее образование, возможность заниматься научной деятельностью  и спортом. Две стороны одной медали.

Слишком долгий путь

Остановившись у очередного стенда, а их в этом музее больше шести, мы рассматриваем фотографии и грамоты за различные достижения уже не студентов, а преподавателей. Однако, говоря о конкретных людях, мы забываем, что все-таки это заслуга 140-летний истории университета. В стенах ТГУ существует преемственность поколений. Путь от студента до профессора, преподавателя. «У нас много таких студентов, которые заканчивали университет, а потом начинали путь ученого: писали кандидатские, докторские, начинали преподавать», – рассказывает Андрей Кузьмин. Он – один из таких студентов, который пришел в на исторический факультет, здесь сейчас и продолжает «карьеру» аспиранта. Таким образом, выходит, что сегодняшние преподаватели – это ученики тогдашних профессоров. И так друг за другом меняются поколения педагогов. Вместе с этим меняется и образ жизни. Раньше, например, некоторые профессора жили прямо в главном корпусе. А что, это очень удобно: вышел в домашних туфлях посмотреть на студентов, а через минуту уже дома, чай пьет. Преподаватели также тогда не только учили, но и занимались наукой, ездили в различные экспедиции по Сибири.

Сегодня деятельность профессора изменяется. Об этом нам рассказывает последний стенд, отображающий события истории университета XXI века. Вуз налаживает международные контакты, развивает новые стипендиальные конкурсы, преподаватели и студенты пишут гранты, выезжают на стажировки.

У сотрудников и студентов университета больше возможностей для культурного развития и досуга, для занятий спортом: и танцы, и пение, и плавание, и многое другое. Однако, несмотря на то, что стенд освещает современность, многое меняется на глазах. Например, логотип университета или названия факультетов, и даже жесткий диск заменила флэшка.

Время летит. Все меняется. Прогресс движется во много раз быстрее, чем сто лет назад. Мы – уже другое, совсем новое поколение. Однако не стоит забывать о своей истории. Ведь она – наше прошлое, настоящее и, возможно, даже будущее. С такими мыслями мы говорим «До свидания» экскурсоводу и расходимся по домам.

Дарья Богодухова, студентка факультета журналистики ТГУ