«Искатели прошлого» заглядывают в будущее: волонтеры Центра музеев ТГУ о практикуме для школьников

16 ноября состоялся практикум по истории для школьников «Искатели прошлого» в организации и проведении, которого не последнюю роль сыграла группа волонтеров Экскурсионно-просветительского центра музеев ТГУ.

Команда из 15 человек из школьников и студентов города работала по нескольким направлениям деятельности одновременно. Добровольцы центра выступили в качестве координаторов групп участников, журналистов и фотографов. Они готовили аудитории к приему площадок, помогали педагогам и учащимся школ сориентироваться в главном корпусе и центре культуры ТГУ, регистрировали и размещали участников на открытии практикума.

По итогам мероприятия группа волонтеров центра подготовила материал о практикуме – серией репортажей, в которых они делятся своими впечатлениями, мыслями и идеями:

Ольга Оствальд, магистрант 1 года обучения факультета журналистики пишет:

Практикум для школьников «Искатели прошлого», организованный ЭПЦ музеев ТГУ, Факультетом исторических и политических наук и Институтом Конфуция проходит по направлению «Нешкольная история» и «Знакомство с ТГУ» городской программы воспитания и дополнительного образования «Страна ТГУ». Множество площадок практикума позволяет школьникам не только пополнить свои знания об истории, но и заглянуть в будущее глазами политика, социального антрополога или специалиста по регионоведению. Такая «примерка» профессиональных ролей поможет старшеклассникам осознанно подойти к выбору своего пути в будущем.

Ольга Алексеевна Глущенко, ведущая на площадке «Россия необъятная, Россия непонятная!», магистратрант ФИПН, специализируется на изучении регионов России.

На этой площадке ребята знакомятся с профессией регионоведа, о которой мало кто имеет представление. Им даётся кейс с реальными задачами, с которыми сталкиваются специалисты на практике. Они должны дать экспертную оценку проблемам в регионе и предложить пути решения. Это групповая работа по двум направлениям: туризм и экология. Здесь сразу «прокачиваются» несколько таких компетенций, как работа в команде, выход из проблемной ситуации, решение кейсов, презентация и аргументированная защита своей позиции. То есть происходит не только знакомство с понятиями и проблемами по специальности, но и выработка «soft skills».

Татьяна Ивановна Чехунова, педагог школы № 37:

Городские мероприятия по профориентации мы посещаем всегда, и дети с удовольствием в них участвуют, желающих много. В ТГУ программа для школьников очень нравится. Как педагог могу высоко оценить уровень проведения и образовательный эффект мероприятия. Если говорить об этой площадке по регионоведению, здесь ребята выбирают способы решения городских проблем. Это даёт возможность им задуматься над тем, что происходит на другом уровне, в деловых кругах города, и посмотреть на происходящее вокруг другими глазами.

В Научной библиотеке работала ещё одна регионоведческая площадка: «Идём на Восток». Профессии, связанные с межкультурной коммуникацией, становятся все более востребованными. Понимание символов культуры – основа успешного взаимодействия в современном и будущем мире.

Екатерина Игошина и Арина Серебренникова изучают регионоведение Востока на ФИПН ТГУ. Они проводили игру на знание японской культуры:

Мы пытаемся показать, как определенные символы проявляются в японской культуре, например, сакура, ирис – с чем они связаны. Задание, которое получают школьники, заставляет задуматься о смысле вещей или явлений не только японской, но в целом азиатской культуры, которая очень символична. Ребятам нужно совместить на карточках символы и их значение, объяснить, в чем они видят связь. Игра проходит интересно, вызывает активное обсуждение и даже споры, потому что толкование символов может быть различным.

Степан, участник игры, восьмиклассник гимназии № 18:

Интересно, например, что чёрный цвет у японцев - цвет радости. Сейчас я много узнал о символах, а раньше особенно не задумывался об этом.

Третья площадка, работавшая со школьниками в Научной библиотеке, – тренинг «Передай информацию!», представила ребятам направление «Документоведение и архивоведение». Студентки 4 курса Балашова Алина, Данилова Екатерина и Писарева Анастасия, проводившие тренинг, рассказали об особенностях этой площадки и о практикуме в целом:

«Главная задача площадки – показать участникам практикума, что образование, которое получают студенты, обучаясь по направлению «Документоведение и архивоведение», напрямую связано с передачей информации. Такой специалист отвечает в организации (компания, офис, банк и др.) за документную коммуникацию, делая ее максимально оптимальной и эффективной. Документовед – это «командный игрок», он умеет сопровождать и организовывать самую разную деятельность, что и определило выбор формат работы площадки – тренинг, который проводился в трех разных видах для каждой группы школьников: «Как распространяются слухи?» «Пазл» и «Строительная бригада». Каждый из перечисленных тренингов направлен на развитие навыков и коммуникации и взаимодействия с другими людьми.

Школьники – участники практикума проявили себя очень активно: они с интересом выполняли задания, приходили на помощь друг другу и слаженно работали в команде. Ребята узнали о том, как сильно подвержена информация искажению, когда она не задокументирована. Столкнулись с трудностями достижения понимания и консенсуса в процессе совместной работы. Приобрели бесценный опыт получения командного результата.

Проведение практикумов подобных «Искателям прошлого» - это прекрасная возможность для школьников города познакомиться с ТГУ, а для студентов – рассказать об университетской жизни и представить свое направление обучения».

Высоко оценили тренинг и школьники. Ученица 11 класса школы № 37:

«Практикум «Искатели прошлого» - очень интересный и полезный опыт для меня! Все площадки понравились, но особенно тренинг «Передай информацию!». Эффект произведенный площадкой – ошеломляющий, понравился формат ее проведения. Я в восторге от аналитической истории! Несмотря на трудности и некоторый «взрыв мозга» в процессе работы, я окончательно утвердилась в желании поступать именно на факультет исторических и политических наук. Теперь буду основательно готовиться к сдаче ЕГЭ по истории, а также буду следить за всеми текущими мероприятиями в ТГУ!»

Об особой атмосфере, царившей на практикуме, рассказывает студентка 1 курса Юридического института Володина Алина:

В рамках практикума у школьников появилась возможность познакомиться с направлениями подготовки факультета исторических и политических наук, традиционной китайской культурой, сотрудниками и студентами университета.

Все участники были поделены на десять групп, для каждой из которых был разработан индивидуальный маршрут. Им предстояло посетить 3–4 тематические площадки. Ребят ждали квесты, тренинги, мастер-классы, викторины, интеллектуальные и деловые игры, дебаты.

После приветственного слова методиста ЭПЦ музеев ТГУ, Крыловой Дианы Дмитриевны и старшего преподавателя ФИПН, кандидата исторических наук Юшникова Александра Викторовича в конференц-зале ТГУ практикум был объявлен открытым. С горящими глазами дети под чутким руководством волонтеров и своих школьных преподавателей начали распределяться по площадкам. Многие ребята участвовали в этом мероприятии не в первый раз, поэтому уже с легкостью ориентировались в стенах университета. Несмотря на то, что большинство групп состояло из учащихся разных школ, все ребята вели себя очень организовано. Подобное сплочение ради общей цели – прохождения этапов – позволило школьникам обменяться интересами, своим видением вещей и просто приятно провести первую половину своего предвыходного дня. На практикуме царила позитивная атмосфера, заряженная энергией, живым интересом и позитивом. Искренний детский смех не оставлял равнодушным никого! Ребята задавали много вопросов об университетской жизни, что не может не радовать. Организаторы, сотрудники университета, школьные преподаватели, школьники и мы – волонтеры получили удовольствие от данного практикума. Ценно, что подобные мероприятия вызывают интерес у современных школьников!

Согласна с оценкой практикума предыдущими волонтерами и студентка 4 курса Исторических и политических наук, Куприна Анастасия:

16 ноября в рамках городской программы воспитания и дополнительного образования «Страна ТГУ» состоялся практикум по истории для школьников 6 – 11 классов.

В течение четырех часов ребята принимали участие в различных квестах, викторинах, дебатах, интеллектуальных играх, а также пробовали себя в творческой мастерской. На площадке «Между прошлым и настоящим…» ведущие: сотрудники ФИПН Илья Александрович Дунбинский и Ева Андреевна Костылева доступно рассказали о том, в каком виде до нас доходит информация далеких веков.

В творческой мастерской «Первобытное искусство. Образы и символы», старший лаборант музея истории, археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Илья Николаевич Коробейников предложил ребятам найти изображения животных в наскальных рисунках и внести их изображения в специальные карточки, а также дал потрогать настоящие каменные топоры первобытной эпохи. В ходе игры на площадке «Загадки антропологии» группе школьников нужно было придумать новый народ, наделив его характерными особенными чертами. Все выше перечисленное и многое другое ожидало школьников 6 – 11 классов в течение дня.

Будучи волонтером, сопровождающим 6–7 классы, было приятно отметить неподдельный интерес школьников к участию в историческом практикуме. Заканчивая первую точку маршрута, они уже бежали на вторую. Особенный восторг вызвала площадка от института Конфуция «Поговорим по-китайски». Кажется, что многие захотели начать изучать китайский. Да и не только изучение азиатского языка им показалось интересным: работа историка, антрополога, археолога всецело привлекла их внимание. Возможно, это мероприятие станет для них отправной точкой в становлении настоящим ученым.

Подобные практикумы – действительно, отличная идея. Они дают возможность ребенку примерить различные роли, одна из которых, в вероятном будущем, станет не только их профессией, но и делом всей жизни!

Интересные детали работы площадок практикума сообщает ученик 11 А класса школа № 49, Черепов Никита Владимирович:

На мероприятии я выступил в качестве волонтёра и сопровождал группу школьников – участников практикума по маршруту в Научной библиотеке ТГУ.

В ходе практикума все участники двигались по индивидуальным маршрутам и побывали на нескольких станциях – тематических площадках, организованных факультетом исторических и политических наук, Институтом Конфуция и студенческими клубами. Работа площадок проходила в форме игр, тренингов и мастер-классов.

На первой точке «Идем на Восток» школьникам предложили сопоставить японские символы и их значения, мастер-класс был организован членами Японского клуба ТГУ.

На второй площадке состоялась групповая игра – тренинг «Передай информацию» по направлению «Документоведение и архивоведение» под названием «Строительная бригада», по правилам которого команде было необходимо построить «замок» из кубиков Lego. При этом у каждого человека была своя собственная задача, но участникам игры было запрещено говорить, что сильно осложняло работу и реализацию общей цели – ребятам пришлось общаться с помощью жестов и нечленораздельных звуков. Это был новый и интересный опыт!

На последней станции работала площадка по направлению «Регионоведение России», «Россия необъятная, Россия непонятная!», на ней также состоялась деловая игра, после которой преподаватели организовали познавательную викторину.

Я думаю, что формат работы практикума был по-настоящему полезен для участников – кто-то заинтересовался Японским клубом, кто-то факультетом исторических и политических наук. Станции-площадки очень понравились школьникам, все играли с большим удовольствием! Педагоги, сопровождавшие группы, возможно, даже что-то взяли на заметку из методов и приемов организаторов практикума. Мне, как волонтёру, понравилась организация и подготовка мероприятия; задачи были понятны с самого начала, всё объяснили и проинструктировали за несколько дней до события!

На мой взгляд, всё прошло просто замечательно!

Именно таким запомнился волонтерам центра ежегодный практикум «Искатели прошлого»!

Экскурсионно-просветительский центр музеев ТГУ выражает глубокую благодарность всем волонтерам, участвовавшим в подготовке и проведении практикума, и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество с командой добровольцев центра музеев в рамках последующих мероприятий!