РЕДКАЯ ГОСТЬЯ − КОМЕТА C/2022 E3 (ZTF)

Дорогие друзья! Совсем скоро – в ночь с 1 на 2 февраля 2023 года Комета C/2022 E3 (ZTF) окажется на минимальном расстоянии от Земли (порядка 42 миллионов километров, 0,28 а.е.) и будет видна земным наблюдателям, т.к. достигнет своей максимальной яркости. Комета движется очень быстро и пробудет на небосводе до начала марта 2023 года, а после покинет Солнечную систему. До этого момента ее яркость будет постепенно угасать.

Редкая гостья движется по открытой, гиперболической траектории и, возможно, больше никогда не вернется в Солнечную систему или сделает это еще через 50 тысяч лет. Поэтому можно сказать, что ее полет над Землей − зрелищное событие не только 2023 года, но и за всю историю наблюдений за космосом.

Ядро большинства комет представляет собой смерзшиеся комья снега и льда с вкраплениями камней. Вокруг ядра раздувается кома − газопылевое облако. Хвост у кометы «отрастает» при приближении к Солнцу, когда его излучение растапливает лед. В процессе теплового нагревания камешки и пыль высвобождаются и уносятся давлением солнечного ветра прочь от Солнца, образуя протяженные шлейфы. Пока комета далеко от Солнца, она движется без «хвоста» и мало чем отличается от звезд или астероидов. Так и комета C/2022 E3 (ZTF) находилась в поясе астероидов и была принята за один из них, ведь никаких кометных признаков она не демонстрировала. Открытие кометы C/2022 E3 (ZTF) произошло российскими астрономами в марте прошлого года, когда она стала пролетать Солнце.

На небе комету C/2022 E3 (ZTF) можно заметить по необычному цвету сияния – зеленому, который исходит от «головы» кометы. Цвет свечения кометы обусловлен наличием диуглерода в ее составе. Ученые рекомендуют для нахождения кометы на небосводе ориентироваться на пространство между Полярной звездой, которая входит в состав созвездия Малая Медведица, и «ковшом» созвездия Большой Медведицы.

Движение кометы C/2022 E3 (ZTF) по небосводу оптимально наблюдать в предрассветные часы, а также в ясную, безоблачную погоду. Именно тогда ее можно будет увидеть невооруженным взглядом, но на пределе зрения, поэтому лучше всего воспользоваться телескопом или биноклем.

В Музее истории физики хранится Телескоп фирмы Швабе. Он был изготовлен до 1910 года в г. Москва и, возможно, использовался при наблюдениях за другой кометой, посетившей Солнечную систему в 4−9 мая 1910 года, кометой Галлея. Приглашаем вас в Музей истории физики! Заявки на экскурсии и занятия направлять по тел. 8 (3822) 529834 или по электронной почте mustsu@mail.tsu.ru.

Публикация подготовлена заведующей Музеем истории физики М.Я. Стояновой.